Анджела Цань родилась в Кабардино-Балкарии, училась в Ростове, а самый настоящий китайский ресторан открыла в Волгограде, где работает и живет вместе с мужем – (Цянь Вэй когда-то приехал из Китая в Волгоград учиться в аспирантуре, да так и остался в России). Неудивительно, что «Золотой дракон» стал местом притяжения самых разных культур. О том, как организован этот необычный бизнес в индустрии гостеприимства рассказывает Анджела Цань, хозяйка китайского ресторана «Золотой дракон», активист Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России»:
Елена Таракановская – мама, кандидат социологических наук, ученый-исследователь и генеральный директор компании «Яблоки и Яблони», российской марки функциональных детских аксессуаров для питания, купания и сна. Она отмечает, что роль мамы в этой цепочке на первом месте стоит неслучайно, ведь именно она является приоритетной, вдохновляет и мотивирует ее на профессиональный успех и создание инновационных продуктов. Для Елены важно, чтобы ребенок не только любил ее, но и мог гордиться, интересовался ее делом, рос помощником и единомышленником. И, конечно же, чтобы с раннего детства он видел в собственных родителях живой пример того, как важно в жизни реализовывать собственные идеи, не бояться рисковать и верить в свои силы.
Социолог 15 лет проработала в отделе исследований рынка в крупной международной корпорации, возглавила отдел маркетинга группы торговых марок, обрела широкий круг общения и опыт работы в команде с людьми со всего мира. После рождения ребенка изменились взгляды на мир, Елена почувствовала в себе силы, уверенность и, главное, желание заниматься собственным проектом. Теперь она видела окружающую действительность глазами родителя, и это позволило хорошо понять и прочувствовать все «мамины» потребности, оценить фактор удобства и функциональных качеств вещей для ухода за ребенком. В связи с этим было принято решение восполнить пробел на рынке и начать производить, с одной стороны, простые, но в то же время «умные» детские аксессуары, продуманные и сконструированные так, чтобы отвечать возрастным потребностям детей и решать проблемы родителей.
Первая коллекция – для питания. Несмотря на то что она состояла из простых изделий – фартуки, слюнявчики, подушки, накидки для кормления, – на ее создание было потрачено полгода. Была продумана каждая деталь, долго выбиралась ткань, продумывался функционал, оптимизировался крой и т.д. Все было сделано для того, чтобы изделие было не только красивым и лаконичным, но и максимально удобным. Следующий шаг – коллекция для купания. В это же время у Елены появился соратник – творческий партнер, которая помогала с разработкой и реализацией задумок. К концу 2015 г. компания «Яблоки и Яблони» была готова показать свое детище широкой публике и стала участником выставки «Текстильлегпром» на ВВЦ в Москве. Эта «проба пера» была отличной возможностью услышать отзыв о продукции от профессионалов и потребителей. Благодаря выставке появились деловые партнеры, заказчики. Такой успех вдохновил на расширение ассортимента – так появилась коллекция для сна и много других идей, находящихся на стадии разработки.
Как и, пожалуй, для любого малого бизнеса, Елена отмечает для своего предприятия необходимость финансовой поддержки в виде программ льготного финансирования. Даже небольшая помощь на старте может позволить осуществить многие коммерческие задумки. Но существует еще одна, более острая проблема – недостаток людских ресурсов, а именно мастеров швейного дела. Средний возраст швей на сегодняшний день – 50 лет, а набор в профессиональное училище закрыт, что ведет к полному отсутствию преемственности. Глава предприятия надеется на поддержание идеи возрождения профессии администрацией области и муниципалитетом, а компания в свою очередь готова внести в это свой непосредственный вклад – предоставлять места для практики, встречаться со школьниками и рассказывать о своем проекте, размещать небольшие заказы в училищах и т.д. Елена убеждена, что формирование профессионального престижа работы швеи может обернуться щедрым вкладом предприятий легкой промышленности в экономику регионов.
Несмотря на иногда возникающие трудности, компания с оптимизмом смотрит в будущее и стремится занять ведущее место на рынке товаров для детей, рассчитывая на собственные силы, идеи и энергию. Однако помощь государства может дать возможность совершить рывок и подняться на новый уровень с точки зрения технической оснащенности и реализации коммерческих инициатив.